Sumitomo Rubber Industries, Ltd. (SRI) - третий по величине японский производитель автомобильных шин - производит шины под маркой Dunlop в Великобритании, Германии, Франции, США, а также в Японии. Сумитомо также является известным производителем оборудования для гольфа и других спортивных товаров, представляет также компании финансового сектора, машиностроения, электротехнической промышленности, чёрной и цветной металлургии и многие другие. То есть Сумитомо это не только автомобильные шины, а намного больше.
История Sumitomo тесно связана с историей британской шинной компании Dunlop. Данлоп была матерью SRI с технической точки зрения. Сегодня же Dunlop фактически управляется и принадлежит (75%) японской Sumitomo Rubber Industries.
Предлагаем вам историческую экскурсию по Sumitomo Rubber Industries.
Компания является частью концерна Sumitomo, одного из крупнейших японских кейретов или конгломератов. Sumitomo возникла в семнадцатом веке как книжный магазин и аптека, основанная Масатомо Сумитомо - бывшим самураем, буддистским монахом (по другим источникам). Другой член семьи Сумитомо освоил метод получения серебра из необработанной меди со свинцом, и в конце 17-го века семья была владельцем ведущего медного рудника и нефтеперерабатывающего завода. До запуска ресторана Meiji (времена японского Просвещения) в 1868 году, который инициировал промышленную революцию в Японии, инвестиции Sumitomo и развитие медного рудника сделали его одной из крупнейших компаний в стране.
В 1909 году британская компания Dunlop запустила первый завод в Японии, который начал производить шины и камеры для велосипедов и повозок рикш.
В 1911 начато производство резиновых трубок, перчаток и надувных матрасов для воды.
Свои первые шины для автомобиля Sumitomo произвела в Японии в 1913 году, а вскоре после этого, в 1917 году, была создана Sumitomo Rubber и зарегистрирована как японская корпорация. Между компаниями Dunlop и Sumitomo Rubber было установлено тесное сотрудничество, и связь между ними была как у родных братьев.
1935 год. Началось производство мотоциклетных шин.
В начале 40-х годов Сумитомо уже был одним из ведущих японских дзайбацу - крупных промышленных предприятий, строго контролируемых центральным управлением. Когда в 1941 году Япония начала войну с США, все компании Sumitomo были вынуждены перейти на военное производство. Перед окончанием Второй мировой войны промышленное оборудование Sumitomo было в значительной степени разрушено воздушными налетами, но ожидалось, что компания будет восстановлена во время послевоенной оккупации страны.
Все дзайбацу были распущены в то время по антимонопольным законам, поэтому каждое подразделение Сумитомо стало отдельной компанией. Когда антимонопольное законодательство было смягчено в начале 1950-х годов, партнеры Sumitomo начали восстанавливать свои прежние деловые контакты. Как и в случае с другим старым дзайбацу, Sumitomo объединила свои прежние компании через семейный банк, что дало возможность взаимных акций между этими компаниями. Эти слабо связанные, но все еще влиятельные промышленные предприятия назывались кейрецу*. Сумитомо был на третьем месте среди них, после Mitsubishi и Mitsui.
В 1954 году разработана первая в Японии бескамерная шина.
Sumitomo Electric Industries, еще один участник конгломерата Sumitomo, приобрела контрольный пакет акций Dunlop Japan в 1963 году и сменила название с Dunlop на Sumitomo Rubber Industries (SRI). Компания по производству каучука осталась одним из небольших предприятий Sumitomo Group, продавая свою продукцию в основном в Японии и занимая 12 место на мировом рынке с 1985 года. Тем не менее, до 1987 года SRI была шестой на мировом рынке шин, имея шинные заводы в Европе, США и Японии, трех основных мировых центрах производства автомобилей. Занимая 6-е место в рейтинге, компания наступала на пятки Firestone (4-е место), и дышала в затылок компании Uniroyal (5-е место), причем лидирующую тройку занимали Goodyear, Michelin и Bridgestone.
В начале 80-х годов все больше японских компаний начали осознавать, что для того, чтобы иметь возможность конкурировать на мировом рынке, они должны покупать акции иностранных компаний, что способствует изменению статической экономической ситуации и снятию торговых барьеров за рубежом. SRI начала устанавливать тенденции, когда приобрела 98-процентную долю в Dunlop за 240 миллионов долларов, которая в 1984 году производила шины во Франции, Германии и Великобритании. Приобретено шесть шинных заводов в Великобритании, Германии и Франции, а также техническое подразделение Dunlop Tire в Великобритании.
Dunlop была на грани банкротства, когда начался процесс поглощения. Британская компания допустила серьезную ошибку в начале 1960-х годов, когда совершила просчет в радиальных шинах. Вместо развития технологий (внедрения стальных прутьев / каркаса) в радиальных шинах, в отличии от Michelin (на то время новаторская компания), Dunlop решила выпускать более дешевые текстильные радиальные шины. У них был более длительный срок службы, чем у традиционных диагональных шин, но они уступали по многочисленным характеристикам радиальных шин со стальным каркасом. В 70-х годах, когда стало ясно, что шины со стальным каркасом опередили классические шины, у Dunlop уже не было капитала, чтобы наладить производство этих шин.
Еще одним неправильным шагом компании Dunlop стало приобретение акций итальянского производителя шин Pirelli в 1971 году. В этом году Pirelli зафиксировала значительные убытки, и Dunlop пришлось списать в убыток сумму в 40 миллионов иен, вложенную в итальянскую компанию. Период с 1974 по 1975 год, который характеризовался высокой инфляцией, был ударом по кредитоспособности Dunlop, которая в то время должна была увеличить производство радиальных шин. Хотя 1978 год был, безусловно, самым прибыльным годом в истории компании, долг Dunlop вскоре поглотил всю ее прибыль, и к 1983 году компания начала приносить убытки. Она решила ограничить ассортимент своей продукции, что было ошибкой на этом узкоспециализированном рынке шин. Недостаток денежных средств означал, что производственное оборудование было в очень плохом состоянии, а программы по проектированию и разработке новых автошин были отменены. Несколько заводов были закрыты в Великобритании, число сотрудников было сокращено с 5000 человек до 3500. Моральный дух компании был очень низким, и даже топ-менеджеры покидали компанию. Наконец, в 1984 году британская компания больше не могла рефинансировать убытки, понесенные ее французской дочерней компанией, и поэтому суд наложил арест на имущество компании.
SRI, ранее поддерживая тесные технические и коммерческие отношения с Dunlop. Ее инвестиции в это предприятие были огромными, поэтому японская компания не хотела, чтобы Dunlop попала в руки конкурентов. Следует также добавить, что SRI отметил, что деятельность, связанная с Dunlop, может быть очень прибыльной, если ей будет оказана достаточная финансовая и управленческая поддержка. Таким образом, по просьбе Dunlop она приобрела большую часть бизнеса, связанного с шинами, в 1984 году. Право использовать марку Dunlop не распространялось только на США и Австралию. Годом позже были выкуплены права и на использовании марки в США.
SRI изменила название британской компании на SP Tyres (Шины), а немецкое на SP Reifenwerke (Шиномонтаж), но сохранила название бренда Dunlop. Специалисты SRI предсказали, что экономический рост в Великобритании снова будет прибыльным в ближайшие три года. Это было довольно смелое заявление, но уже в 1986 году SP Tyres достигли операционной прибыли, а в 1987 году они зафиксировали налогооблагаемую прибыль, которая увеличивалась в последующие года.
SRI модернизировала свои недавно приобретенные заводы и сократила свою рабочую силу примерно на 20 процентов. Компания разработала план модернизации «десять шагов», который был сосредоточен на коммуникации, обучении и вовлечении сотрудников в процесс установления целей компании, обеспечения равенства сотрудников, чистоты на рабочем месте, гарантий занятости, капитальных затрат, гибкости персонала, улучшения методов производства и вознаграждения. Японская компания, считая, что местные сотрудники знают свои заводы лучше, чем сотрудники новой материнской компании, позволила вновь приобретенным фабрикам оставаться в руках своих существующих, советов директоров, члены которых могли связываться с японскими консультантами. Огромные капитальные инвестиции были направлены на повышение качества и эффективности производства, и поэтому с 1989 года SP Tyres производила шин на 40% больше, чем до приобретения компании Dunlop, при этом имея в штате сотрудников на 30% меньше.
Sumitomo Rubber Industries сосредоточилась в 1990-е годы в трех областях: шины, спортивное оборудование и сопутствующие товары. Общая сума продаж увеличилась на 14% в 1990 году, несмотря на тот факт, что рынок автомобильных шин, пострадавший от кризиса, способствовал снижению прибыли на 81% по всему рынку. Это снижение также отразилось на крупных капиталовложениях в зарубежные заводы. SRI искала новые технологии и улучшенные способы координации своей деятельности. В декабре 1990 года компания объединилась с Sumitomo Rubber Europe B.V. в Нидерландах, чтобы контролировать операции в Европе и помочь подготовиться к интеграции на европейском рынке в 1992 году.
Компании Goodyear Tire & Rubber Co. и Sumitomo Rubber Industries (SRI) заморозили глобальное слияние.
Напомним, что между компаниями существовал формальный альянс, с 1999 года. Соглашение предусматривало создание совместных предприятий, в Северной Америке, Европе и Японии.
На сегодняшний день, SRI владеет 25%-ми бренда Dunlop в Северной Америке. Согласно условиям соглашения, Goodyear оставляет за собой эксклюзивное право продаж шин под брендом Dunlop в обоих сегментах вторичного рынка – коммерческий и легковой транспорт. Речь идет о продажах на территории США, Канады, Мексики.
В 2015 году Sumitomo стала собственницей шинной марки Falken. Falken Tire отныне дочерняя компания Sumitomo Rubber Industries.
С 1 января 2017 года базирующееся в Германии подразделение получит название Sumitomo Rubber Europe GmbH. Переезда офиса и смены контактов SRI Europe GmbH не ожидается.
Чистый доход компании Sumitomo Rubber Industries составил 426 млн. долларов на 2013 год.
Sumitomo в 2018 году запустила фабрики в:
- Бразилии, Фазенда-Риу-Гранди, Парана. Производственная мощность: 15 тыс. шин / день. Штат сотрудников – 1265 человек. (Производство и продажа шин для легковых автомобилей и легких грузовиков).
- ЮАР, Ледисмит. Производственная мощность: 12,5 тыс. шин / день. (Производство и продажа шин для легковых автомобилей, легких грузовиков).
- Словении, Логатец. (Производство резиновых деталей для медицинского применения).